Дополнительное

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всесторонне удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Учреждения дополнительного образования детей решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Дополнительное образование - это не внеурочная деятельность общеобразовательных школ, а целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Внеурочная деятельность в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

В настоящее время, несмотря на многие сложности, система дополнительного образования детей находятся в стадии развития. В обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования.

Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность. Дополнительное образование детей выполняет функции так называемого «социального лифта» для значительной части детей.

Претворяя в жизнь новые федеральные стандарты, необходимо сохранить сложившуюся систему художественного и эстетического образования детей. Важно, чтобы дети развивались многогранно, только тогда они будут успешными, здоровыми, креативными и конкурентоспособными в современных условиях, которые очень быстро меняются.

Особое внимание при комплектовании учреждений обращается на привлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. От общего числа детей в системе дополнительного образования детей вышеуказанной категории занимается 31%.

Всего в республике, на 1 января 2013 года, функционирует 186 учреждений дополнительного образования детей, из них:

  • 122 в сфере образования;
  • 62 школы искусств в сфере культуры;
  •  2 спортивные школы в сфере физкультуры и спорта.

В сфере образования 118 учреждений дополнительного образования детей являются муниципальными, 4 учреждения государственными, подведомственными Министерству образования и науки Республики Бурятия.

В 3 799 кружках и секциях учреждений дополнительного образования детей занимаются 72 567 детей (60% от детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях), в том числе занимаются на базе образовательных учреждений 31 220 детей (44% от занимающихся), в двух и более кружках и секциях занимаются 9 869 детей (14% от занимающихся), работают 2 849 чел., в том числе 1 591 педагогический работник (56% от общей численности), на 1 педагогического работника приходится 45 детей.

С принятием ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень.

Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. 50% зданий дополнительного образования республики требуют капитального ремонта. Более того в Тарбагатайском районе два учреждения дополнительного образования детей не имеют собственных помещений.

Анализ сети учреждений дополнительного образования детей показывает, что наименьшее количество учреждений и охват детей в Иволгинском районе - 2 учреждения, 26% охвата, при этом 84% занимающихся посещают кружки и секции, организованные на базе школ, посещающих два и более кружка и (или) секции нет.

Лучшие показатели в Закаменском районе - 4 учреждения, 111% охвата, в секциях и кружках, организованных на базе школ района занимаются 75% детей, посещают два и более кружка и (или) секции 37% детей.

В случае введения обязательной платы за посещение одним ребенком второго кружка или секции возможен отказ родителей и детей от второго кружка. В этом случае охват дополнительным образованием снизится до 52%.

Таким образом, введение платы за второй кружок или секцию не обеспечит повышение заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования.

На развитие системы дополнительного образования детей влияет состояние кадровых ресурсов. На сегодняшний день, в системе дополнительного образования детей Республики Бурятия, работают 1 591 педагогических работников. Из них 47 % педагогов являются совместителями, при этом доля педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет и более составляет 60 %. Хотелось отметить, что в настоящее время среди педагогов дополнительного образования высшую категорию имею лишь 11%, не имеют категории - 40%, аналогичная ситуации среди тренеров - преподавателей.

В своей предвыборной статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России" Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, говоря о системе ДОД, отметил, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе».

Меры, принимаемые государством по развитию системы дополнительного образования детей, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Реализуя требования Указа по совершенствованию системы дополнительного образования, Правительством Республики Бурятия в республиканском бюджете на 2012-2013 годы были предусмотрены дополнительные средства:

  • на доведение средней зарплаты педагогических работников учреждений дополнительного образования детей до уровня средней зарплаты по экономике до 22 тыс. 255 руб.; местным бюджетам для муниципальных учреждений в декабре 2012 года выделены субсидии из республиканского бюджета в сумме 24 млн. 547 тыс. руб.;
  • в 2013 году местным бюджетам будет выделено 294 млн.564 тыс. руб. для доведения средней зарплаты до уровня средней зарплаты экономике до 24005 руб.

Согласно Указу Президента Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерального бюджета.

Министерство образования и науки Республики Бурятия считает целесообразным передать на уровень субъекта Российской Федерации финансирование расходов на оплату труда работников учреждений дополнительного образования, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

На исполнение новых полномочий потребуется 822 млн.660 тыс. в год

Потребность в финансовых средствах определена следующим образом:

  • Фонд оплаты труда – от фактических объемов с учетом индексации средней заработной платы педагогов до средней заработной платы по экономике республики за 2011 год (20277,2 руб.), прочих работников на 6 %.
  • Материальные затраты (расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) – 10 % от фонда оплаты труда.

Задачи в системе дополнительного образования детей Республики Бурятия, решение которых требует особого внимания:

  • обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;
  • создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений;
  • профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, повышение эффективности управления системой дополнительного образования.

В настоящее время в рамках исполнения распоряжения Правительства РФ от 30.12.2012 года № 2620-р идет обсуждение проекта ФЦП «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020 года» и Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года. После утверждения федеральных проектов будет разработана республиканская программа развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия до 2020 года.