Образовательные округа

Документы:  

-  Послание Главы Республики Бурятия В.В. Наговицына к народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия на 2014 – 2015 годы  (п.9.4 Плана мероприятий по реализации послания);

Приказ Минобрнауки РБ от 25.07.2014 №1246 "Об образовательных округах в Республике Бурятия"

Приказ Минобрнауки РБ от 18.10.2016 №1557 "О внесении изменений в Положение об образовательных округах в Республике Бурятия"

Программа развития образовательных округов и поддержки школ в сложных социальных условиях , утверждена приказом Минобрнауки РБ от 15.12.2015 №2702 (в ред. приказа от 11.05.2016 №876). 

Методические рекомендации по развитию образовательной сети Минобрнауки России от 04.05.2016

Образовательный округ является объединением организаций, расположенных на определенной территории и обеспечивающих возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. В образовательный округ должно входить не менее трех организаций, две из которых являются общеобразовательными. В округ также могут вступать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации (далее – участники), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. 

Под образовательным комплексом понимается организация, реализующая образовательные программы всех уровней общего образования.


Обрзовательные округа и комплексы в Республике Бурятия:  

Район 
(город)
Образовательные
 округа (ОО) / комплексы (ОК)
Организации-
участники округа
отчеты
   МО 
доуооудодспоку.сп.здр др.всего

г.Улан-УдэОО "Содружество" 64102015
ОК на базе СОШ №32111
3
ОК на базе СОШ №3822
ОК на базе СОШ №6422
ОК на базе СОШ №35113
ОК на базе СОШ №5 22
ОК на базе СОШ №5822
ОК на базе МБОУ "Лицей №27"111
ОК на базе СОШ №48213
БаргузинскийБаргузинский ОО "Байкальская перспектива"323
7
Усть-Баргузинский ОО3227
Улюнский ОО224
Баянгольский ОО246
Уринский ОО225
БаунтовскийОО Баунтовского района224
БичурскийОО "Бичурский"66214
ОО "Окино-Ключевский"56213
ОО "Мало-Куналейский"76215
ОО "Шибертуйский"3429
ДжидинскийЗападный ОО "Перспектива"
881172015
Восточный ОО "Найдал" 510
15
Центральный ОО 781111
19
ЕравнинскийСосново-Озерский ОК №1213
Сосново-Озерский ОК №2213
Сосново-Озерский ОК №3
213
ЗаиграевскийОнохойский ОО4721142015
Заиграевский ОО55212
Новобрянский ОО5611
Ацагатский ОО268
Эрхирикский ОО235
Новоильинский ОО561
12
ЗакаменскийОО в МАОУ «Закаменская СОШ 1»65112
ОО в МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»54110
Санагинский ОО55111
Баянгольский ОО5510
Михайловский ОО7714
ИволгинскийИволгинский ОО11132015
ОО «Перспектива»145
Оронгойский ОО347
Нижне-Иволгинский ОО23139
КабанскийКабанский ОО «Территория роста»24141
142015
Выдринский СКК «Формула сотрудничества»31132
313
ОО «Пеликан» («Шигаевская СОШ»)151431116
КижингинскийОК "Хуртэйский"
112
ОК "Ульзытуйский"112
ОК "Верхнее-Кижингинский"112
ОК "Сулхаринский"11
13
ОК "Усть-Оротский"112
ОК "Оротский" 112
ОК "Кодунский"112
КурумканскийМуниципальный ОО "Булаг"3 3 1
 7
Курумканский ОО332210
Барагханский ОО2215
Восточный ОО224
Северный эвенкийский округ22217
КяхтинскийОО №1 г.Кяхта35210

ОО №2  г.Кяхта33219
Наушкинский ОО33329
Тамирский ОО1225
Кударинский ОО453113
Большелугский ОО235
Большекударинский ОО1214
МухоршибирскийОО "Тугнуйский"1111
116
МуйскийОО "Муйский"653
1152015
ОкинскийОО"Монголжон"222015
ПрибайкальскийИльинский ОО521192015
Ильинский округ ДОУ77
Таловский школьный округ213
Гимназический школьный округ325

Турунтаевский округ426
Турунтаевский округ ДОУ 66
Туркинский школьный округ415
Туркинский округ ДОУ314
Северо-БайкальскийОбразовательный округ "Уоянский"2311182015
г.СеверобайкальскЕдиный ОО г.Северобайкальск45413
СеленгинскийГородской ОО г.Гусиноозерск95323224
Загустайский ОО3531315
Новоселенгинский округ45131216
Селендумский ОО7612117
ТарбагатайскийОО "Надежда"2315112015
ТункинскийНижний ОО22


82015
Жемчугский ОО347
Аршанский ОО8614
Центральный ОО33410
Верхний ОО549
ХоринскийЦентральный ОО №1141
62015
Центральный ОО №2131
5
ИТОГО23929466539151225695


































































Условные обозначения: доу - организации дошкольного образования; ооу - организации -общего образования; дод - организации дополнительного образования детей; ку - организации культуры; спо - организации спорта; здр.- организации дравоохранения; др. - другие (социальные партнеры, органы местного самоуправления. др.)

Из истории вопроса: Федеральный эксперимент по созданию образовательных округов был начат Правительством России в 2003 году. Целью данного проекта является модернизация региональных систем управления образованием на основе создания в субъектах образовательных округов.

С 2003 года эксперимент реализовывался на территории одного региона - Самарской области. В 2005 году Правительство России приняло решение о пролонгации эксперимента и расширении состава его участников. В 2006-2008 годах в эксперименте принимают участие 6 регионов: Астраханская, Кировская, Самарская, Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ. Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации (например, Алтайский край) приступили к такой трансформации самостоятельно.

В 2013-2014 годах Министерством образования и науки Республики Бурятия проведен анализ опыта создания образовательных округов (далее – округов) в субъектах РФ. По результатам анализа были выделены три модели: межмуниципальные образовательные округа (Самарская, Астраханская область, Алтайский край), образовательные округа внутри муниципального образования (Республика Карелия г.Петрозаводск), образовательные комплексы (г.Москва). В отдельных субъектах выделялось дополнительное региональное финансирование на создание округов и учреждений, обслуживающих их территории. При этом только один субъект (Самарская область) сообщает об экономическом эффекте мероприятия: уменьшении затрат на финансирование управляющего состава системы образования: 2001г. – 5%, 2008 – 1,5%. Данных, свидетельствующих о повышении качества и доступности образовании, экономии ресурсов в результате объединения учреждений в образовательные округа не приводилось.

Модели образовательных округов в условиях Республки Бурятия: 

Модель объединения муниципальных образовательных систем в один округ, характерная для регионов с большой административно-территориальной «раздробленностью» (опыт Самарской области, Алтайского края), не подходит для применения в Бурятии, т.к. республика обладает большой территорией при низкой плотности населения. Сформированная система управления образованием оптимально обслуживает население в рамках территорий муниципальных образований Бурятии. Объединение районов в округа несет риск увеличения экономических издержек, сложностей межбюджетных отношений при нулевой эффективности в части влияния на качество образования.

Модель объединения в округа нескольких учреждений внутри муниципального образования возможна в двух вариантах:

- слияние в образовательный комплекс школы с детским садиком при реорганизации последнего в структурное подразделение школы: в данном случае отсутствует экономия бюджетных ресурсов, т.к. ставку заведующей детским садиком придется заменить на ставку руководителя структурного подразделения дошкольного общего образования с учетом специфики образовательного процесса, переходящего в настоящее время на новый федеральный государственный стандарт дошкольного общего образования. При данной модели преимущество получат родители воспитанников детского сада, чьи дети автоматически будут поступать в школу образовательного комплекса. При этом родители детей, не посещавших данный детский сад, но проживающих по микрорайону, закрепленному за школой, могут быть ущемлены в правах, т.к. дети из детского сада получат преимущество при поступлении в школу при ограниченном количестве мест в первых классах. В г.Улан-Удэ есть примеры объединения школы и садиков – СОШ №35, СОШ 32, планируется присоединение детского сада №105 к Лицею 27.  

В образовательный комплекс могут также быть присоединены более одной школы и сада (опыт Москвы), но данный вариант, без существенных вложений (например, для оснащения оборудованием, привлечения высококвалифицированных кадров и увеличения норматива финансирования профильной школы на старшей ступени обучения), при отсутствии экономической эффективности несет высокий риск социальной напряженности. Так конфликты при попытках объединения соседних школ в г.Улан-Удэ и г.Гусиноозерск в 2013 году в рамках исполнения поручения по образовательным округам не позволили муниципальным управлениям образования продолжить процесс создания округов, используя данную модель.

- модель образовательного округа на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, а также необразовательных учреждений культуры и спорта также не принесет экономической эффективности, т.к. будет основана лишь на согласовании планов образовательной деятельности (муниципальных и государственных зданий, планов мероприятий), совместного использования материально-технической базы (на основе договорных отношений в пределах имеющихся не в полном объеме используемых площадей и специалистов).

Рассматриваемая модель не требует дополнительного финансирования и нормативного регулирования. В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»