Образовательные округа

Нормативно-правовая база проекта:  

-  Послание Главы Республики Бурятия В.В. Наговицына к народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия на 2014 – 2015 годы  (п.9.4 Плана мероприятий по реализации послания);

В 2014-2015 годах Правительству необходимо перевести всё образование на работу по схеме образовательных округов. Объединение школ, учреждений культуры, спорта, дошкольного и дополнительного образования позволит ученикам получать все образовательные услуги по принципу «одного окна». Значительно вырастет эффективность образовательного комплекса, появятся новые возможности и откроются новые перспективы для развития образовательного процесса. Образование каждого ребенка должно стать комплексным. У каждого ребенка должна быть индивидуальная траектория развития. Образовательное учреждение должно вести ребенка от детского сада до исполнения ему 17 лет, заполняя его урочное и внеурочное время образовательными и развивающими его способности дисциплинами.

Приказ Минобрнауки РБ от 25.07.2014 №1246 "Об образовательных округах в Республике Бурятия"

Приказом утверждено Положение об образовательном округе и оказатели эффективности деятельности образовательных округов. Согласно Положению образовательный округ является объединением организаций, расположенных на определенной территории и обеспечивающих возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. В образовательный округ должно входить не менее трех организаций, две из которых являются общеобразовательными. В округ также могут вступать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации (далее – участники), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Под образовательным комплексом понимается организация, реализующая образовательные программы всех уровней общего образования.

Показатели эффективности деятельности образовательных округов распределены по направлениям: 1) создание условий для совместной реализации образовательных программ; 2) эффективность использования ресурсного обеспечения; 3) качество образования; 4) удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.  

Район 
(город)
Образовательные
 округа/комплексы (О/К)
Организации-
участники округа
отчеты
   МО 
доуооудодспоку.сп.здр др.всего

г.Улан-УдэОбразовательный округ "Содружество" 64102015
Образовательный комплекс на базе СОШ №32111
3
Образовательный комплекс на базе СОШ №3822
Образовательный комплекс на базе СОШ №6422
Образовательный комплекс на базе СОШ №35113
Образовательный комплекс на базе СОШ №5 22
Образовательный комплекс на базе СОШ №5822
Образовательный комплекс на базе МБОУ "Лицей №27"111
Образовательный комплекс на базе СОШ №48213
БаргузинскийБаргузинский образовательный округ "Байкальская перспектива"323
7
Усть-Баргузинский образовательный округ3227
Улюнский образовательный округ224
Баянгольский образовательный округ246
Уринский образовательный округ225
БаунтовскийОбразовательный округ Баунтовского района224
БичурскийОбразовательный округ "Бичурский"66214
Образовательный округ "Окино-Ключевский"56213
Образовательный округ "Мало-Куналейский"76215
Образовательный округ "Шибертуйский"3429
ДжидинскийЗападный образовательный округ "Перспектива"
881172015
Восточный образовательный округ "Найдал" 510
15
Центральный образовательный округ 781111
19
ЕравнинскийСосново-Озерский образовательный комплекс №1213
Сосново-Озерский образовательный комплекс №2,213
Сосново-Озерский образовательный комплекс №3
213
ЗаиграевскийОнохойский образовательный округ4721142015
Заиграевский образовательный округ55212
Новобрянский образовательный округ5611
Ацагатский образовательный округ268
Эрхирикский образовательный округ235
Новоильинский образовательный округ561
12
ЗакаменскийОбразовательный округ в МАОУ «Закаменская СОШ 1»65112
Образовательный округ в МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»54110
Санагинский образовательный округ55111
Баянгольский образовательный округ5510
Михайловский образовательный округ7714
ИволгинскийИволгинский образовательный округ11132015
Образовательный округ «Перспектива»145
Оронгойский образовательный округ347
Нижне-Иволгинский образовательный округ23139
КабанскийКабанский образовательный округ «Территория роста»24141
142015
Выдринский социокультурный комплекс «Формула сотрудничества»31132
313
Образовательный округ «Пеликан» («Шигаевская СОШ»)151431116
КижингинскийОбразовательный комплекс Хуртэйский
112
Образовательный комплекс Ульзытуйский112
Образовательный комплекс Верхнее-Кижингинский112
Образовательный комплекс Сулхаринский11
13
Образовательный комплекс Усть-Оротский112
Образовательный комплекс Оротский 112
Образовательный комплекс Кодунский112
КурумканскийМуниципальный образовательный округ "Булаг"3 3 1
 7
Курумканский образовательный округ332210
Барагханский образовательный округ2215
Восточный образовательный округ224
Северный эвенкийский округ22217
КяхтинскийОбразовательный округ №1 г.Кяхта35210

Образовательный округ №2  г.Кяхта33219
Наушкинский образовательный округ33329
Тамирский образовательный округ1225
Кударинский образовательный округ453113
Большелугский образовательный округ235
Большекударинский образовательный округ1214
МухоршибирскийОбразовательный округ "Тугнуйский"1111
116
МуйскийОбразовательный округ "Муйский"653
1152015
ОкинскийОбразовательный округ "Монголжон"222015
ПрибайкальскийИльинский образовательный округ521192015
Ильинский округ учреждений дошкольного образования77
Таловский школьный округ213
Гимназический школьный округ325

Турунтаевский округ426
Турунтаевский округ учреждений дошкольного образования 66
Туркинский школьный округ415
Туркинский округ учреждений дошкольного образования 314
Северо-БайкальскийОбразовательный округ "Уоянский"2311182015
г.СеверобайкальскЕдиный образовательный округ г.Северобайкальск45413
СеленгинскийГородской образовательный округ г.Гусиноозерск95323224
Загустайский образовательный округ3531315
Новоселенгинский округ45131216
Селендумский образовательный округ7612117
ТарбагатайскийОбразовательный округ "Надежда"2315112015
ТункинскийНижний образовательный округ22


82015
Жемчугский образовательный округ347
Аршанский образовательный округ8614
Центральный образовательный округ33410
Верхний образовательный округ549
ХоринскийЦентральный образовательный округ №1141
62015
Центральный образовательный округ №2131
5
ИТОГО23929466539151225695


































































Условные обозначения: доу - организации дошкольного образования; ооу - организации -общего образования; дод - организации дополнительного образования детей; ку - организации культуры; спо - организации спорта; здр.- организации дравоохранения; др. - другие (социальные партнеры, органы местного самоуправления. др.)

Из истории вопроса: Федеральный эксперимент по созданию образовательных округов был начат Правительством России в 2003 году. Целью данного проекта является модернизация региональных систем управления образованием на основе создания в субъектах образовательных округов.

С 2003 года эксперимент реализовывался на территории одного региона - Самарской области. В 2005 году Правительство России приняло решение о пролонгации эксперимента и расширении состава его участников. В 2006-2008 годах в эксперименте принимают участие 6 регионов: Астраханская, Кировская, Самарская, Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ. Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации (например, Алтайский край) приступили к такой трансформации самостоятельно.

В 2013-2014 годах Министерством образования и науки Республики Бурятия проведен анализ опыта создания образовательных округов (далее – округов) в субъектах РФ. По результатам анализа были выделены три модели: межмуниципальные образовательные округа (Самарская, Астраханская область, Алтайский край), образовательные округа внутри муниципального образования (Республика Карелия г.Петрозаводск), образовательные комплексы (г.Москва). В отдельных субъектах выделялось дополнительное региональное финансирование на создание округов и учреждений, обслуживающих их территории. При этом только один субъект (Самарская область) сообщает об экономическом эффекте мероприятия: уменьшении затрат на финансирование управляющего состава системы образования: 2001г. – 5%, 2008 – 1,5%. Данных, свидетельствующих о повышении качества и доступности образовании, экономии ресурсов в результате объединения учреждений в образовательные округа не приводилось.

Модели образовательных округов в условиях Республки Бурятия: 

Модель объединения муниципальных образовательных систем в один округ, характерная для регионов с большой административно-территориальной «раздробленностью» (опыт Самарской области, Алтайского края), не подходит для применения в Бурятии, т.к. республика обладает большой территорией при низкой плотности населения. Сформированная система управления образованием оптимально обслуживает население в рамках территорий муниципальных образований Бурятии. Объединение районов в округа несет риск увеличения экономических издержек, сложностей межбюджетных отношений при нулевой эффективности в части влияния на качество образования.

Модель объединения в округа нескольких учреждений внутри муниципального образования возможна в двух вариантах:

- слияние в образовательный комплекс школы с детским садиком при реорганизации последнего в структурное подразделение школы: в данном случае отсутствует экономия бюджетных ресурсов, т.к. ставку заведующей детским садиком придется заменить на ставку руководителя структурного подразделения дошкольного общего образования с учетом специфики образовательного процесса, переходящего в настоящее время на новый федеральный государственный стандарт дошкольного общего образования. При данной модели преимущество получат родители воспитанников детского сада, чьи дети автоматически будут поступать в школу образовательного комплекса. При этом родители детей, не посещавших данный детский сад, но проживающих по микрорайону, закрепленному за школой, могут быть ущемлены в правах, т.к. дети из детского сада получат преимущество при поступлении в школу при ограниченном количестве мест в первых классах. В г.Улан-Удэ есть примеры объединения школы и садиков – СОШ №35, СОШ 32, планируется присоединение детского сада №105 к Лицею 27.  

В образовательный комплекс могут также быть присоединены более одной школы и сада (опыт Москвы), но данный вариант, без существенных вложений (например, для оснащения оборудованием, привлечения высококвалифицированных кадров и увеличения норматива финансирования профильной школы на старшей ступени обучения), при отсутствии экономической эффективности несет высокий риск социальной напряженности. Так конфликты при попытках объединения соседних школ в г.Улан-Удэ и г.Гусиноозерск в 2013 году в рамках исполнения поручения по образовательным округам не позволили муниципальным управлениям образования продолжить процесс создания округов, используя данную модель.

- модель образовательного округа на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, а также необразовательных учреждений культуры и спорта также не принесет экономической эффективности, т.к. будет основана лишь на согласовании планов образовательной деятельности (муниципальных и государственных зданий, планов мероприятий), совместного использования материально-технической базы (на основе договорных отношений в пределах имеющихся не в полном объеме используемых площадей и специалистов).

Рассматриваемая модель не требует дополнительного финансирования и нормативного регулирования. В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»