Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Образовательные округа и комплексы

Документы:  

-  Послание Главы Республики Бурятия В.В. Наговицына к народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия на 2014 – 2015 годы  (п.9.4 Плана мероприятий по реализации послания);

Приказ Минобрнауки РБ от 25.07.2014 №1246 "Об образовательных округах в Республике Бурятия"

Приказ Минобрнауки РБ от 18.10.2016 №1557 "О внесении изменений в Положение об образовательных округах в Республике Бурятия"

Программа развития образовательных округов и поддержки школ в сложных социальных условиях , утверждена приказом Минобрнауки РБ от 15.12.2015 №2702 (в ред. приказа от 11.05.2016 №876). 

Методические рекомендации по развитию образовательной сети Минобрнауки России от 04.05.2016

Образовательный округ является объединением организаций, расположенных на определенной территории и обеспечивающих возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. В образовательный округ должно входить не менее трех организаций, две из которых являются общеобразовательными. В округ также могут вступать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации (далее – участники), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. 

Под образовательным комплексом понимается организация, реализующая образовательные программы всех уровней общего образования.

 

Обрзовательные округа и комплексы в Республике Бурятия:  

 

Район 

(город)

Образовательные

 округа (ОО) / комплексы (ОК)

Организации- 

участники округа

      отчеты
   МО 
доу ооу дод спо ку. сп. здр  др. всего

 

г.Улан-Удэ ОО "Содружество"    6           4 10 2015
  ОК на базе СОШ №32 1 1   1         3  
  ОК на базе СОШ №38   2             2  
  ОК на базе СОШ №64   2             2  
  ОК на базе СОШ №35 1 1             3  
  ОК на базе СОШ №5    2             2  
  ОК на базе СОШ №58   2             2  
  ОК на базе МБОУ "Лицей №27" 1 1             1  
  ОК на базе СОШ №48 2 1             3  
Баргузинский Баргузинский ОО "Байкальская перспектива" 3 2 3           7  
  Усть-Баргузинский ОО 3 2 2           7  
  Улюнский ОО 2 2             4  
  Баянгольский ОО 2 4             6  
  Уринский ОО 2 2             5  
Баунтовский ОО Баунтовского района   2 2           4  
Бичурский ОО "Бичурский" 6 6 2           14  
  ОО "Окино-Ключевский" 5 6 2           13  
  ОО "Мало-Куналейский" 7 6 2           15  
  ОО "Шибертуйский" 3 4 2           9  
Джидинский Западный ОО "Перспектива"  8 8 1           17 2015
  Восточный ОО "Найдал"  5 10             15  
  Центральный ОО  7 8 1 1 1 1     19  
Еравнинский Сосново-Озерский ОК №1 2 1             3  
  Сосново-Озерский ОК №2 2 1             3  
  Сосново-Озерский ОК №3     2         1 3  
Заиграевский Онохойский ОО 4 7 2 1         14 2015
  Заиграевский ОО 5 5 2           12  
  Новобрянский ОО 5 6             11  
  Ацагатский ОО 2 6             8  
  Эрхирикский ОО 2 3             5  
  Новоильинский ОО 5 6   1         12  
Закаменский ОО в МАОУ «Закаменская СОШ 1» 6 5 1           12  
  ОО в МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» 5 4 1           10  
  Санагинский ОО 5 5           1 11  
  Баянгольский ОО 5 5             10  
  Михайловский ОО 7 7             14  
Иволгинский Иволгинский ОО 1 1 1           3 2015
  ОО «Перспектива» 1 4             5  
  Оронгойский ОО 3 4             7  
  Нижне-Иволгинский ОО 2 3     1     3 9  
Кабанский Кабанский ОО «Территория роста» 2 4 1   4 1     14 2015
  Выдринский СКК «Формула сотрудничества» 3 1 1   3 2   3 13  
  ОО «Пеликан» («Шигаевская СОШ») 1 5 1   4 3 1 1 16  
Кижингинский ОК "Хуртэйский"  1 1             2  
  ОК "Ульзытуйский" 1 1             2  
  ОК "Верхнее-Кижингинский" 1 1             2  
  ОК "Сулхаринский" 1 1     1       3  
  ОК "Усть-Оротский" 1 1             2  
  ОК "Оротский"  1 1             2  
  ОК "Кодунский" 1 1             2  
Курумканский Муниципальный ОО "Булаг" 3  3  1            7  
  Курумканский ОО 3 3 2   2       10  
  Барагханский ОО 2 2     1       5  
  Восточный ОО 2 2             4  
  Северный эвенкийский округ 2 2 2   1       7  
Кяхтинский ОО №1 г.Кяхта 3 5 2           10  
  ОО №2  г.Кяхта 3 3 2     1     9  
  Наушкинский ОО 3 3 3         2 9  
  Тамирский ОО 1 2 2           5  
  Кударинский ОО 4 5 3         1 13  
  Большелугский ОО 2 3             5  
  Большекударинский ОО 1 2           1 4  
Мухоршибирский ОО "Тугнуйский" 1 1 1   1   1 1 6  
Муйский ОО "Муйский" 6 5 3     1     15 2015
Окинский ОО"Монголжон" 2 2               2015
Прибайкальский Ильинский ОО   5 2   1   1   9 2015
  Ильинский округ ДОУ 7               7  
  Таловский школьный округ   2     1       3  
  Гимназический школьный округ   3     2       5  
  Турунтаевский округ   4 2           6  
  Турунтаевский округ ДОУ  6               6  
  Туркинский школьный округ   4     1       5  
  Туркинский округ ДОУ 3       1       4  
Северо-Байкальский Образовательный округ "Уоянский" 2 3 1   1 1     8 2015
г.Северобайкальск Единый ОО г.Северобайкальск 4 5 4           13  
Селенгинский Городской ОО г.Гусиноозерск 9 5 3   2 3 2   24  
  Загустайский ОО 3 5     3 1 3   15  
  Новоселенгинский округ 4 5 1   3 1 2   16  
  Селендумский ОО 7 6 1   2   1   17  
Тарбагатайский ОО "Надежда"   2     3   1 5 11 2015
Тункинский Нижний ОО 2 2             8 2015
  Жемчугский ОО 3 4             7  
  Аршанский ОО 8 6             14  
  Центральный ОО 3 3 4           10  
  Верхний ОО 5 4             9  
Хоринский Центральный ОО №1 1 4 1           6 2015
  Центральный ОО №2 1 3 1           5  
ИТОГО   239 294 66 5 39 15 12 25 695  

Условные обозначения: доу - организации дошкольного образования; ооу - организации -общего образования; дод - организации дополнительного образования детей; ку - организации культуры; спо - организации спорта; здр.- организации дравоохранения; др. - другие (социальные партнеры, органы местного самоуправления. др.)

 

Из истории вопроса: Федеральный эксперимент по созданию образовательных округов был начат Правительством России в 2003 году. Целью данного проекта является модернизация региональных систем управления образованием на основе создания в субъектах образовательных округов.

С 2003 года эксперимент реализовывался на территории одного региона - Самарской области. В 2005 году Правительство России приняло решение о пролонгации эксперимента и расширении состава его участников. В 2006-2008 годах в эксперименте принимают участие 6 регионов: Астраханская, Кировская, Самарская, Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ. Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации (например, Алтайский край) приступили к такой трансформации самостоятельно.

В 2013-2014 годах Министерством образования и науки Республики Бурятия проведен анализ опыта создания образовательных округов (далее – округов) в субъектах РФ. По результатам анализа были выделены три модели: межмуниципальные образовательные округа (Самарская, Астраханская область, Алтайский край), образовательные округа внутри муниципального образования (Республика Карелия г.Петрозаводск), образовательные комплексы (г.Москва). В отдельных субъектах выделялось дополнительное региональное финансирование на создание округов и учреждений, обслуживающих их территории. При этом только один субъект (Самарская область) сообщает об экономическом эффекте мероприятия: уменьшении затрат на финансирование управляющего состава системы образования: 2001г. – 5%, 2008 – 1,5%. Данных, свидетельствующих о повышении качества и доступности образовании, экономии ресурсов в результате объединения учреждений в образовательные округа не приводилось.

 

Модели образовательных округов в условиях Республки Бурятия: 

 

Модель объединения муниципальных образовательных систем в один округ, характерная для регионов с большой административно-территориальной «раздробленностью» (опыт Самарской области, Алтайского края), не подходит для применения в Бурятии, т.к. республика обладает большой территорией при низкой плотности населения. Сформированная система управления образованием оптимально обслуживает население в рамках территорий муниципальных образований Бурятии. Объединение районов в округа несет риск увеличения экономических издержек, сложностей межбюджетных отношений при нулевой эффективности в части влияния на качество образования.

 

Модель объединения в округа нескольких учреждений внутри муниципального образования возможна в двух вариантах:

слияние в образовательный комплекс школы с детским садиком при реорганизации последнего в структурное подразделение школы: в данном случае отсутствует экономия бюджетных ресурсов, т.к. ставку заведующей детским садиком придется заменить на ставку руководителя структурного подразделения дошкольного общего образования с учетом специфики образовательного процесса, переходящего в настоящее время на новый федеральный государственный стандарт дошкольного общего образования. При данной модели преимущество получат родители воспитанников детского сада, чьи дети автоматически будут поступать в школу образовательного комплекса. При этом родители детей, не посещавших данный детский сад, но проживающих по микрорайону, закрепленному за школой, могут быть ущемлены в правах, т.к. дети из детского сада получат преимущество при поступлении в школу при ограниченном количестве мест в первых классах. В г.Улан-Удэ есть примеры объединения школы и садиков – СОШ №35, СОШ 32, планируется присоединение детского сада №105 к Лицею 27.  

В образовательный комплекс могут также быть присоединены более одной школы и сада (опыт Москвы), но данный вариант, без существенных вложений (например, для оснащения оборудованием, привлечения высококвалифицированных кадров и увеличения норматива финансирования профильной школы на старшей ступени обучения), при отсутствии экономической эффективности несет высокий риск социальной напряженности. Так конфликты при попытках объединения соседних школ в г.Улан-Удэ и г.Гусиноозерск в 2013 году в рамках исполнения поручения по образовательным округам не позволили муниципальным управлениям образования продолжить процесс создания округов, используя данную модель.

модель образовательного округа на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, а также необразовательных учреждений культуры и спорта также не принесет экономической эффективности, т.к. будет основана лишь на согласовании планов образовательной деятельности (муниципальных и государственных зданий, планов мероприятий), совместного использования материально-технической базы (на основе договорных отношений в пределах имеющихся не в полном объеме используемых площадей и специалистов).

Рассматриваемая модель не требует дополнительного финансирования и нормативного регулирования. В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ОПУБЛИКОВАТЬ