Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Инклюзивное образование

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы

Информация по инклюзивному образованию   (дошкольное, школьное образование, СПО, ВУЗов)

В соответствии  статьей 2 п.27 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

По данным статистики за 2016 года в детских садах имеется 2449 детей с нарушениями различной направленности, в том числе с нарушением речи 1654 чел., зрения – 367 чел., слуха-84 чел., интеллекта – 9 чел., опорно-двигательного аппарата – 77 чел., сложными дефектами – 5 чел., другим профилем – 121 чел.

В соответствии статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах дошкольной образовательной организации.

Так, согласно требованиям в дошкольных образовательных организациях группы для детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть компенсирующей (2317 чел.), комбинированной(334 чел.) и оздоровительной направленности (464 чел.).

На 01.09.2016 год во всех типах и видах общеобразовательных организаций республики обучается 4198 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В муниципальных обшеобразовательных организациях обучается 2702 (дети-  инвалиды, дети с ОВЗ) из них: 1) 928-дети-инвалиды; 2) 720 дети с ОВЗ;

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

   На дому получают образование 1054 (дети-инвалиды, дети с ОВЗ)

 Количество обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях в текущем учебном году составило 1496 человека.(12 коррекционных школ).

При коррекционных школах для детей с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми речевыми нарушениями функционируют дошкольные группы.

Министерством образования и науки Республики Бурятия определены профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по программам профессионального обучения, в том числе выпускников коррекционных школ VIII вида:

  1. ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум»
  2. ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»
  3. ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» (Хоронхойский  филиал)
  4. ГАПОУ «Политехнический техникум». (Каменский филиал)

В настоящее время в вышеуказанных профессиональных образовательных организациях обучается 291 человек вышеуказанных категорий, в том числе 172 человека - это дети с нарушением интеллекта.

Также 52 человека с ограниченными возможностями здоровья обучаются в других учреждениях СПО, таких как:

  • Бурятский агарный колледж – 5 человек
  • Бурятский лесопромышленный колледж – 6 человек
  • Бурятский республиканский индустриальный техникум – 1 человек
  • Бурятский республиканский педагогический колледж – 22 человека
  • Гусиноозерский энергетический техникум – 5 человек
  • Республиканский многоуровневый колледж – 8 человек
  • Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж – 5 человек
  • ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» определен как базовая профессиональная организация, реализующая адаптированные программы профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов (158 человек).
  • На базе Бурятского республиканского техникума пищевой и перерабатывающей промышленности  - реализуются программы  профессиональной  подготовки детей-инвалидов и лиц с ОВЗ (выпускников коррекционных школ VIII вида): «Изготовитель мясных полуфабрикатов» и «Швея» (84 человека).
  • В Хоронхойском филиале Бурятского республиканского техникума строительных и промышленных технологий реализуется программа профессиональной  подготовки «Маляр строительный», «Штукатур». Для обучения по профессиям «Маляр строительный» и «Штукатур» имеются кабинет теоретического обучения, оснащенный интерактивной доской; компьютерные кабинеты с выходом в интернет, лаборатория материаловедения, штукатурный цех, малярный цех (24 человека).
  • Политехнический техникум  (Каменский филиал) реализует программы профессионального обучения: «Повар», «Столяр» (25 человек).

В Республике Бурятия по состоянию на 2016 год три государственных вуза имеют паспорта доступности объектов для лиц с ОВЗ и инвалидностью:

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» на сегодняшний день не обучает студентов с инвалидностью. Подробная информация для лиц с ОВЗ и инвалидностью размещена на официальном сайте ВУЗа, в частности, по приему студентов с инвалидностью и ОВЗ, особенностям проведения вступительных испытаний

В ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» обучается 5 студентов с инвалидностью (4 студента – на уровне бакалавриата, 1 студент - специалитета). Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, об организации процесса для лиц с ОВЗ и инвалидов,   нормативные документы, локальные нормативные акты для организации учебного процесса, об условиях образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья также содержится на официальном сайте вуза.

В ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» числятся 2 студента с инвалидностью (бакалавриат).

С 01 января 2016 года в законную силу вступил приказ Минтруда России от 31.07.2015 №528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», который вводит новую форму индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида. 

 Приказ Минтруда №528н впервые вводит систему единого реабилитационно-абилитационного процесса и устанавливает механизм информационного взаимодействия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Так же регламентирует определенных исполнителей реабилитационных и абилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, в том числе и ребенка-инвалида. Приказом предусмотрен механизм обратной связи в целях динамического наблюдения за проводимыми мероприятиями в отношении  детей инвалидов.

 С 1 января 2016 вступил в силу Федеральный закон №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», который вводит термин «абилитация инвалидов» — это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

 В соответствии со статьей 11 Федерального закона №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов»  индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, образовательных, социальных и профессиональных реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию способностей инвалида.

В целях реализации Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании», а также приказа Минтруда России от 31.07.2015 г №528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», утвержден «Порядок работы органов управления образования по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида» в Министерстве образования.

Сведения  о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида предоставляются Министерством образования в Главное бюро медико –социальной экспертизы не позднее одного месяца до окончания срока действия  ИПРА ребенка-инвалида.

ГБОУ «Республиканский центр образования и психолого-медико-социальной помощи» осуществляет дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) детей-инвалидов с помощью Интернет-технологий, которое способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети ОВЗ и дети-инвалиды смогут реализовать свой потенциал и получить  качественное образование

ОПУБЛИКОВАТЬ