Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Минобрнауки РБ изучило опыт Красноярска по поддержке частных детских садов

Дата публикации: 
08.08.2017

С 1 по 3 августа г. Красноярск с рабочим визитом посетила начальник отдела дошкольного и общего образования Минобрнауки РБ Татьяна Елистратова.  Цель поездки – обмен опытом с коллегами из Министерства образования Красноярского края и Главного управления образования г. Красноярска в  сфере дошкольного образования, рассмотрение форм поддержки частных детских садов с целью решения проблемы доступности дошкольного образования.

О результатах поездки и возможных механизмах снижения очереди в детские сады рассказывает Татьяна Елистратова.

- В чем особенность в решении проблемы доступности дошкольного образования в г. Красноярске?

Вот уже несколько лет частные детские сады г. Красноярска являются частью муниципальной системы образования. Родители могут самостоятельно выбрать частный сад и получить туда направление в территориальном отделе главного управления образования.

Опыт действительно очень интересный и полезный с точки зрения повышения качества и доступности дошкольного образования. Хочется поблагодарить коллег из Красноярска Демину Светлану Васильевну, руководителя сектора дошкольного образования Министерства образования Красноярского края, Дроздову Наталью Викторовну, начальника отдела дошкольного образования Главного управления образования г . Красноярска, главного специалиста Павлов Надежду Юрьевну, а также руководителей муниципальных и частных детских садов за оказанную поддержку и подробную информацию о деятельности в сфере дошкольного образования.

- Как реализуется данное направление?

Администрацией города Красноярска одной из первых в Российской Федерации применен механизм муниципально-частного партнерства по созданию дополнительных дошкольных мест с участием частных дошкольных учреждений посредством осуществления закупки услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Механизм предполагает оплату услуг по присмотру и уходу за детьми в рамках заключенных контрактов. Осуществление закупок в целях оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста осуществляется путем проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ в рамках муниципальной программы «Развитие образования в городе Красноярске».

В соответствии с муниципальным контрактом приобретается услуга по присмотру и уходу, стоимость которой составляет 9 тыс. руб. То есть за каждого ребенка частный детский сад получает 9 тысяч рублей из городского бюджета. В настоящий момент заключено более 100 контрактов на 2 711  мест. Можно отметить, что в муниципальном саду расходы на присмотр и уход составляют 3 тыс. руб.  

- Каким образом ребенок получает путевку в детский сад?

Главное управление образования г. Красноярска увеличивает муниципальное задание детским садам, там, где это особенно необходимо, исходя из имеющейся очереди. МБДОУ формирует пакет документов для проведения открытого конкурса по закупке услуги по присмотру и уходу за детьми с 3 до 7 лет. Далее департамент муниципального заказа проводит конкурс по закупке услуги. Руководители частных детских садов подают заявки, после чего определяется победитель конкурса. После заключения контракта между МБДОУ и частным детским садом управление образования осуществляет комплектование группы по присмотру и уходу, которая является муниципальной группой, но при этом присмотр и уход осуществляет частный детский сад. Муниципальные детские сады могут объявлять несколько конкурсов и соответственно работать по нескольким контрактам одновременно. Сейчас в Красноярске реализуются двухгодичные контракты.

Надо отметить, что дети, посещающие частный детский сад, являются воспитанниками муниципального сада, а значит в случае наличия свободных мест и при желании родителей могут быть переведены в свой детский сад. Но, как показывает практика, родителям очень нравятся условия в частном детском саду, и все чаще такие переводы не происходят. Отмечу, что я посетила несколько частных детских садов, в которых созданы современные, комфортные условия пребывания детей. Благодаря небольшим группам реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку.

- Каковы условия контрактов?

Частный детский сад оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, включающие комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Это сон, прогулка, прием пищи (не менее 4 раз), умывание, одевание, раздевание. Дети играют, гуляют, занимаются познавательной деятельностью. Воспитатели также занимаются с детьми рисованием, лепкой, физической культурой и многим другим. Образовательная деятельность при этом может вестись только при наличии лицензии. Есть среди частных садов и лицензированные, которые также работают по контракту.

Размер родительской платы в частном саду составляет 1535 рублей в месяц, также как в муниципальном детском саду. На свое усмотрение, как в случае и с муниципальными садами, за отдельную плату ребенок может посещать дополнительные занятия.

- Означает ли это, что частные сады практически на равных существуют с муниципальными, и существуют ли еще меры поддержки частных садов?

Администрацией города разработаны дополнительные механизмы стимулирования частных организаций, заключивших контракты на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Это и вовлечение воспитанников в мероприятия муниципальных ДОУ (конкурсы рисунков,  фестивали детского творчества, спортивные эстафеты, подвижные игры, экологические акции), участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, празднование профессиональных событий, повышение мастерства педагогов через включение в работу методических объединений по  различным  педагогическим направлениям, участие в работе конференций, мотивирование посредством поощрения в виде благодарственных писем, почетных грамот за особые достижения в работе.

Также в рамках муниципальной поддержки частным садам предоставляется муниципальная субсидия на возмещение затрат, связанных с организацией их работы, распределяемая согласно муниципальной программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в г. Красноярске». Посредством распределения средств муниципальной субсидии возмещаются такие затраты как: расходы по уплате арендных платежей; оплата коммунальных услуг; приобретение обучающих, игровых, спортивных модулей, инвентаря для детей; приобретение детской мебели; приобретение нежилых помещений, зданий. Средства субсидии позволяют индивидуальным предпринимателям устранить предписания надзорных органов для приведения помещений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Посредством этого предприниматели повышают качество предоставляемых услуг, что подтверждается получением лицензий на оказание образовательной деятельности.

- Как осуществляется контроль за деятельностью индивидуальных предпринимателей?

В рамках заключенных контрактов в муниципальных ДОУ созданы комиссии для оценки качества предоставляемой услуги по присмотру и уходу. При проведении контрольных мероприятий сотрудники ДОУ дают рекомендации по организации деятельности, по взаимодействию с родителями, проводят инструктажи. Таким образом, частные дошкольные учреждения развиваются, возрастает доверие родителей.

- Можно ли использовать данный опыт у нас в республике?

В Бурятии на сегодняшний день функционируют 24 частные лицензированные образовательные организации и 32 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста. Из-за высокой родительской платы не все родители могут позволить себе частный детский сад. Тем временем в частных садах имеется около 1000 свободных мест. Частные детские сады могут способствовать решению важной задачи – снизить очередь в дошкольные учреждения, это особо актуально в районах массовой жилой застройки. Первые этажи многоэтажных жилых домов должны передаваться в аренду под частные детские сады. В большинстве городов это обычная практика. Необходимо помочь индивидуальным предпринимателям организовать качественную работу, с соблюдением всех требований законодательства, в этом важном социально-ответственном направлении, что в конечном итоге будет способствовать более быстрому получению лицензии на образовательную деятельность. Информирование, консультирование, методическая помощь и стимулирование негосударственных форм дошкольного образования, позволит сделать доступнее частные сады и расширить формы предоставления дошкольного образования.

Сегодня государственная поддержка частным детским садам оказывается путем предоставления субсидии на финансовое обеспечение реализации программы дошкольного образования. Это наше полномочие в соответствии со статьей 8 федерального закона об образовании. Получая республиканскую субсидию, лицензированные детские сады снижают родительскую плату, но ее уровень все равно далек от муниципального. Эта лишь одна мера поддержки, которая имеется в настоящее время в республике. Снизить родительскую плату и довести ее до уровня муниципалитета может помочь субсидирование затрат на содержание частным детским садам или закупка услуг по присмотру и уходу у частных детских садов, что тоже является возмещением затрат, только иным путем. Вот те механизмы - опыт Республики Саха (Якутия) и Красноярского края, которые на сегодняшний день изучены нами. Теперь мы должны произвести расчеты и понять, что наиболее приемлемо для нас, можем ли мы реализовать данные механизмы поддержки у нас в республике. В ближайшее время проработанные варианты будут представлены на рассмотрение Врио Главы Республики Бурятия для принятия решения по дальнейшей работе в этом приоритетном для нас направлении.

Тема материала: 

ОПУБЛИКОВАТЬ