Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Баир Жалсанов: Образование – стратегический ресурс развития Республики Бурятия

Дата публикации: 
24.08.2017

Доклад и.о. министра образования и науки Республики Бурятия Б.Б.Жалсанова на республиканской августовской конференции

«Образование – стратегический ресурс развития Республики Бурятия»

Уважаемые коллеги, гости и приглашённые!

Cистема образования, как по численности, так и по потенциалу – бесспорный стратегический ресурс для развития Республики Бурятия. В своем докладе я постараюсь затронуть все уровни образования в контексте основных целей государственной политики.

Дошкольное образование. Задача обеспечения доступности дошкольного образования стояла в приоритете и в прошлом учебном году.  Отмечу, что большинство районов республики справились с поставленной задачей.  По состоянию на 01.01.2017 г. доступность дошкольного образования от 3 до 7 лет составляла 97%. Всего на 1 августа 2017 года по республике в очереди в детские сады состоит 3833 детей  от 3 до 7 лет. Из них не обеспечены местом  в желаемые сроки – 1881 ребёнок (в г. Улан-Удэ – 1707 человек). Также необходимо отметить, что более 20 тысяч детей до 3 лет находятся в очереди в детские сады республики. Особых условий и подхода требуют наши дети с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, сегодня сохраняется острая потребность в создании дополнительных мест в дошкольных учреждениях, а также принятие неотложных мер, способствующих решению, стоящей перед нами задачи.

Понятно, что эту задачу решить только за счет государства, за счет строительства новых объектов невозможно. На это не хватит ни ресурсов, ни времени. Мы видим решение этой проблемы через масштабное развитие негосударственного сектора дошкольного образования.

Буквально на днях врио Главы РБ Алексеем Самбуевичем Цыденовым принято решение о выделении субсидий частным детским садам на услуги по присмотру и уходу за детьми. В кратчайшие сроки, нам необходимо подготовить нормативно-правовой акт по Порядку предоставления и расходования субсидий. Уважаемые коллеги, считаю и надеюсь, что это решение в корне изменит ситуацию по охвату дошкольным образованием наших детей в кратчайшие сроки.

В настоящее время в сфере дошкольного образования работают 24 лицензированных частных детских сада и 32 индивидуальных предпринимателя. Отмечу, что благодаря расширению государственно-частного партнёрства выиграют все. Появятся рабочие места, снизится более чем в два раза и приблизится к муниципальной  родительская плата в частных детских садах, и услуга станет доступной многим. Снимется социальное напряжение и повысится качества дошкольного образования в целом.

Продолжается работа по обеспечению организационно-методической поддержкой дошкольным организациям в разработке образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Продолжается работа по формированию региональной системы оценки качества дошкольного образования на основе признанной на международном уровне шкалы ECERS. В 2016 году Республика Бурятия вошла в число 43 регионов РФ, принявших участие в апробации инструментов комплексной оценки качества образования на основе шкалы  ECERS-R. Работы по апробации осуществлялись в рамках Проекта Рособрнадзора «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования».

 

Общее образование. Самое большое количество изменений и инновационных проектов связано с системой общего образования. В июле текущего года в Сочи состоялось Всероссийское совещание руководителей органов управления в сфере образования субъектов РФ. Основными темами для обсуждения на совещании стали анализ опыта эффективного управления региональными системами образования, модели финансирования образовательных организаций и оплата труда педагогических работников.

В ходе совещания Министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева прокомментировала, что учредительство образовательных организаций предлагается передать на уровень субъектов Российской Федерации. Это позволит существенно улучшить содержательную часть общего образования. Уважаемые коллеги, на конференции нам с Вами необходимо подробно обсудить данный вопрос, услышать мнение всех заинтересованных сторон и быть готовыми принять взвешенное и единственно верное решение.

Школы поэтапно переходят на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Начальная школа и 6 классы уже учатся по ним. В этом учебном году переходят 7 классы. В некоторых субъектах Российской Федерации ведется апробация ФГОС старшей школы.  Авторские коллективы и издательства приводят  учебники в соответствие с требованиями новых стандартов и концепций преподавания отдельных предметов.  На сегодня разработаны и приняты концептуальные документы, определяющие общие рамки предметного содержания школьных курсов – прежде всего по математике, русскому языку, отечественной истории.

ЕГЭ. Одним из объективных показателей качества общего образования по-прежнему остается ЕГЭ. Результаты Республики Бурятия в разрезе предметов представлены на слайде. Проведенный анализ результатов ЕГЭ свидетельствует,  что снижение результатов по некоторым предметам (напр., биологии и химии)  связано в том числе и с  изменениями в структуре КИМ: введение нового формата вопросов  и отсутствие привычной для учащихся тестовой части.

Количество участников ЕГЭ, получивших 100 баллов в 2017 г., составило 37 человек, что практически в 2 раза больше чем в прошлом году (в 2016 г. – 20 чел). В рамках проведения ЕГЭ мы провели большую работу с организациями высшего профессионального образования, которые активно участвовали в процессе общественного наблюдения за ходом проведения экзаменов.

С целью комплексной оценки качества образования проводятся национальные исследования качества образования и Всероссийские проверочные работы. Важно, что полученные результаты проведенных исследований позволяют нам проводить дальнейшую работу с выявленными предметными дефицитами. Результаты исследований и разработанные рекомендации анализируются нами и направляются в районные методические кабинеты, а также в республиканский институт образовательной политики, для принятия мер и работы, с целью повышения качества образования.

По  итогам независимой оценки качества образования в  2016-2017 учебном году в  число 500 лучших школ России включены 2  образовательные организации республики: СОШ № 32 г. Улан-Удэ,  Хоринская СОШ № 2.

Сохранение и развитие бурятского языка является приоритетным в образовании Бурятии. В рамках реализации госпрограммы по сохранению бурятского языка в ближайшей перспективе мы продолжим работу в следующих направлениях: во-первых, будем создавать условия для изучения бурятского языка во всех школах республики без исключения. Это в первую очередь касается кадрового обеспечения, и обеспечения современными учебно-методическими комплектами в достаточном объеме. Во-вторых, расширение культурно-языковой среды функционирования бурятского языка путем издания и приобретения учебной, художественной литературы, наглядных пособий, а также аудио- и видеоматериалов на бурятском языке.

В-третьих, в 2015 и 2016 годах совместно с учеными Бурятского научного центра, Бурятского государственного университета и учителями бурятского языка республики проведено социологическое исследование уровня владения бурятским языком всех учащихся 1-11 классов и воспитанников детских садов - носителей языка. Это позволило выявить реальную картину владения родным языком и выстроить определенную деятельность по исправлению ситуации. В этом году социологические исследования продолжатся в Усть-Ордынском, Агинском бурятских округах, Монголии и Внутренней Монголии Китая, где компактно проживают буряты. Таким образом, мы будем иметь полную картину о состоянии языка в целом, а значит иметь возможность точечно и эффективно распределять ресурсы, грамотно корректировать и консолидировать совместную работу.

Учебники. Вопрос обеспеченности учебниками находится на особом контроле Правительства Республики Бурятия. В республиканском бюджете на 2016 год были предусмотрены субвенции на учебники и средства обучения - на общую сумму 166,1 млн. руб. На 2017 год запланировано 173,3 млн. руб.  
Обновление библиотечных фондов учебников, в соответствии с графиком перехода на ФГОС, республика обеспечивает полностью.  Но по законодательству все обучающиеся с 1 по 11 классы должны получать учебники из библиотечного фонда   школы бесплатно.

Существующий норматив 1276 руб. на одного обучающегося в год не позволял обеспечить необходимой учебной литературой всех учащихся с 1 по 11 классы т.к. это средства не только на приобретение учебников, но и на другие расходы: такие как приобретение учебно-наглядных пособий, средств обучения.
Учитывая демографический рост последних лет, сегодня мы видим, что резко будет увеличиваться контингент школьников. Если выпускников в этом году было 5300 человек, то в первые классы придут более 16 тысячи школьников. Отмечу, что имеющиеся ресурсы, существующая ценовая политика на учебники, необходимость обновления библиотечных фондов не позволят нам одномоментно решить проблему. Сегодня Правительством сделан важный шаг – с 1 сентября норматив расходов на обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях увеличен до 1500 руб. на одного ученика в год.  Также немаловажной является эффективность использования бюджетных средств при формировании бюджетных заявок на поставку учебников, которые должны приобретаться по договору, напрямую с издательствами. Обращаю на это особое внимание руководителей органов управления образованием и директоров школ.

Подчеркну, что увеличение норматива расходов на обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, а также эффективное расходование  бюджетных средств должно позволить нам решить стоящую перед нами задачу - обеспечить учебниками всех обучающихся с 1 по 11 классы.

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы Республики Бурятия является обеспечение образовательных организаций высококвалифицированными педагогическими кадрами. В 2016 году завершили целевое обучение и приступили к работе 250 учителей-предметников. Были закрыты более трехсот вакансий по предметам: математика, информатика, физика, русский язык и литература, английский язык и др.

Министерством образования и науки Республики Бурятия на основании поступивших заявок образовательных организаций республики в 2017 г. осуществлен второй республиканский целевой заказ на подготовку педагогических кадров для муниципальных общеобразовательных организаций. Проводится мониторинг и распространение лучших практик муниципальных образований по повышению социального статуса педагогов и механизмов, стимулирующих повышение престижа педагогических профессий.

Большое значение сегодня придается информатизации образования, в том числе и развитию автоматизированных систем учета и управления. В 2016г. создан и запущен в промышленную эксплуатацию региональный сегмент межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным  и дополнительным образовательным программам «Контингент».

Система позволяет получать актуальные данные о количестве мест и очередях в образовательные учреждения, прогнозировать контингент обучающихся, отслеживать посещаемость и индивидуальные достижения учеников в основном и дополнительном образовании; понимать, как образовательный процесс влияет на здоровье учащихся. Отмечу, что сбор персональных данных осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных и только при наличии письменного согласия носителя персональных данных. Но работа на этом не прекращается, необходимо активизировать работу по внесению текущих и промежуточных оценок, более оперативно вносить данные необходимые для функционирования системы.

Одновременно с решением задач в сфере содержания образовательного процесса перед нами остается актуальной задача по ликвидации двух-, трёхсменного обучения школьников. В прошлом (2016-2017) учебном году согласно официальным отчетам муниципалитетов в три смены работали пять школ республики. Четыре школы в Улан-Удэ, одна школа в Иволгинском районе.

Для решения вышеперечисленных задач в стране уже второй год реализуется целевая программа. Мы включились в эту программу в текущем году. Таким образом, в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников» в 2017 г. выделены денежные средства из федерального и республиканского бюджетов в объеме 696,5 млн. рублей. Эти средства направлены на строительство 2 школ (пристрой к СОШ № 63 г. Улан-Удэ, Енгорбойская СОШ Закаменского района)  и капитальный ремонт 28 общеобразовательных организаций республики.  Кроме того, по отдельным проектам за счет средств республиканского и федерального бюджетов в объеме 265,9 млн. руб. в текущем году планируется ввод в эксплуатацию новой школы на 275 учащихся в г. Северобайкальск и завершена реконструкция школы № 2 г. Улан-Удэ и 1 сентября наконец-то распахнет свои двери. Также в текущем году началось строительство 2 школ с вводом в эксплуатацию в 2018 году: на 720 мест в 112 кв. г. Улан-Удэ, на 450 мест в с. Гурульба Иволгинского района. 

Важно отметить, что  только консолидация усилий республиканских властей и ОМСУ позволит нам своевременно и качественно завершить строительство объектов, тем самым обеспечить участие республики в федеральной программе в следующем году. Заявка на участие в федеральной программе на 2018 год от Республики  Бурятия направлена и, кстати, сегодня комиссия Минобрнауки РФ должна отобрать регионы на 2018 год. Пожелаем нам всем удачи!

С целью обновления материально-технической базы школ в 2017 году осуществлена закупка школьной мебели на общую сумму 20 млн. рублей, и компьютеров на 10 млн. рублей. Сегодня вся мебель и компьютеры поставлены в школы. Также в этом году мы принимали участие в федеральной программе по созданию условий для занятия физической культурой и спортом в сельских школах. Объем финансирования из федерального  и республиканского бюджетов в 2017 составил 24,6 млн.руб.  Это позволило капитально отремонтировать школьные спортивные залы в 13 муниципальных образованиях.

 

Дополнительное образование. В рамках исполнения майских указов за последние три года в республике увеличился охват дополнительным образованием детей от 5 до 18 лет с 55,0 % до 62,0%. В тоже время, следует отметить, прослеживается тенденция оптимизации учреждений дополнительного образования детей. Если, к примеру, три года назад в республике работало 172 учреждения дополнительного образования, то в этом году их 155.  В городе Улан-Удэ, Селенгинском, Баргузинском районах идет укрупнение учреждений дополнительного образования. Коллеги, не всегда объединение учреждений повышает охват и качество образования. И это надо помнить.

Содержание дополнительного образования в последнее время меняется. Растет количество кружков  технической и естественнонаучной направленности.

В рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образования для детей» усилия направлены на развитие дополнительных общеобразовательных программ нового поколения, включающие проектную и исследовательскую деятельность детей.  В 2017 году из федерального бюджета в рамках конкурса республика получила  32,1 млн. руб. на внедрение новых организационно-методических и финансово-экономических моделей управления дополнительным образованием. В рамках проекта осуществляется переход на новую экономическую модель персонифицированного финансирования (подушевое финансирование), обеспечивающую равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований: государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих реализацию эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.  Определен Модельный центр, который выполняет функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экпертно-консультационного центра в региональной системе дополнительного образования детей.

               
     

В 22 субъектах Российской Федерации с 2015 года реализуется проект по Созданию детских технопарков. По данным мониторинга системы ДО, в 2016-17 учебном году в республике только 4,0% (3814) детей от количества обучающихся в учреждениях дополнительного образования занимаются техническим творчеством. По России в среднем эта цифра составляет 8 %. И нам есть к чему стремиться.

В 2018 году планируется участие Республики Бурятия в конкурсе по отбору регионов на создание детских технопарков, в котором должны работать не менее 5-ти квантов. Мы планируем создать: авиа-, авто-, био-, робо, айти- кванториумы. Данный проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства со следующего года.

Одной из важных стратегических задач является работа с одаренной и талантливой молодежью. На сегодня реализуется комплекс мероприятий,  начиная со Всероссийской олимпиады школьников до определения ведущего образовательного учреждения, на базе которого будет создан Региональный центр сопровождения одаренных детей и молодежи.

 

Профессиональное образование.

Безусловным приоритетом является создание современной, эффективной системы среднего профессионального образования. Перед нами стоят задачи подготовки специалистов по востребованным профессиям и специальностям в соответствии с требованиями экономики региона. Для развития сферы СПО, обеспечения ее конкурентоспособности и соответствия потребностям экономики в 2016 году утверждены новые образовательные стандарты по 16 профессиям и 28 специальностям. По поручению Президента РФ В.В. Путина, утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО и позволяющий к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций вести подготовку по международным стандартам, в том числе по 50 новым. Сейчас уже ведем разговор по Топ 150. Особое внимание уделяется развитию технической направленности. Реализация комплекса мер позволит республике внедрить Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста.

Ведется работа  по созданию специализированных центров компетенций (далее - СЦК) для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования, на которых будет проходить экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов, программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50. Первые центры будут созданы на базе трёх организаций профессионального образования.

Учащиеся осваивают мировой опыт культуры труда, в том числе в рамках чемпионатного движения WorldSkills. За три года участия в движении «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), Республика Бурятия вошла в число лидирующих регионов Сибири, подготовив победителей национальных чемпионатов и членов расширенного состава сборной России. На последнем национальном чемпионате по профессиональному мастерству команда из Бурятии завоевала золотую и серебряную медаль за мастерство по компетенции «Сетевое и системное администрирование». Следующим шагом должно стать тиражирование лучших практик путем создания специализированных центров компетенций, позволяющих вести массовую подготовку кадров в соответствии с международными стандартами. 

Чемпионат мира в 2019 году по профессиональному мастерству будет проведён в нашей стране, в Казани, что свидетельствует о признании качества работы и внимания, которое уделяется сфере профессионального образования у нас в стране. Уже проведены тренировки национальной сборной России к международному чемпионату - 2017 (Абу-Даби, ОАЭ) на базе ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум» по компетенции  «Электромонтаж». Появление таких интересных явлений как Worldskills, JuniorSkills, Абилимпикс, привлекает внимание к рабочим профессиям, по сути это инструмент оценки подготовки. Это возможность посмотреть, насколько обучающиеся, которые проходят обучение по образовательным программам СПО, реально соответствуют требованиям международного рынка труда по данным профессиям. В дальнейшем, для более эффективного функционирования системы СПО необходимо разработать и внедрить новые финансово-экономические механизмы управления профессиональной образовательной организацией, в том числе расширение видов деятельности.

В современных условиях деятельность университетов больше не ограничивается предоставлением образовательных услуг. Речь идет о том, что ВУЗы способны транслировать обществу научные и технологические инновации, которые максимально эффективно могут быть восприняты в рамках экономики знаний. Региональные власти, работодатели должны более эффективно использовать потенциал образовательных организаций в регионе, развивать систему привлечения и закрепления молодых специалистов на производствах и в социальной сфере, повышать привлекательность условий труда и жизни, реализуя меры государственной поддержки.

Одной из задач, поставленных сегодня перед высшей школой, является кадровое обеспечение сельских школ. На  2017-18 уч. год в бюджете республики  предусмотрено 9,5 млн. руб., в том числе госзаказ на подготовку учителей бурятского языка на базе БГУ. В 2017 году в республике были открыты 4 центра молодежного инновационного творчества, 3  из них на базе ВУЗов. Необходимо, чтобы работой ЦМИТов было охвачено как можно больше школ и учащихся, что в конечном итоге будет способствовать созданию новой технологической культуры среди подрастающего поколения.

Указом Президента РФ в конце 2016 года была утверждена Стратегия научно-технологического развития РФ. В настоящее время Минобрнауки РБ подготовлен межведомственный план по реализации данной Стратегии в РБ на 2017-2019гг. В этой связи очень важно участие ВУЗов Республики Бурятия и научных институтов СО РАН в реализации мероприятий плана.

В обеспечении научного и технологического лидерства России важную роль играет развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок. Конкурсы российских научных фондов – лишь один из механизмов, позволяющих привлечь молодежь в науку, проводить научные исследования в интересах республики. Работа по проведению регионального конкурса РФФИ Министерством будет продолжена.

И в заключение  - о зарплатах. Ориентиры повышения заработной платы педагогов заданы майскими указами Президента. Отметим, что в целом по республике средняя зарплата учителей превышает средний доход от трудовой деятельности. Вместе с тем мы обратили внимание на школы, в которых средняя зарплата не достигает до среднего дохода от трудовой деятельности по республике. Таких школ 129, из них большая часть малокомплектные школы (71 школа), а также 27 школ г.Улан-Удэ.

Для изучения вопроса министерством совместно с депутатами Народного Хурала Республики Бурятия проведены выездные совещания в районы республики. Итогом совещаний стало принятие постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 27.04.2017 № 2407-V, которым рекомендовано увеличить нормативы для населенных пунктов с численностью жителей свыше 30 тыс.чел., от 10 до 30 тыс.чел. и менее 2 тыс.чел. Но, по действующим нормативным правовым актам, регламентирующим нормативное подушевое финансирование, увеличить фонды оплаты труда отдельных школ, финансируемых по разным нормативам, невозможно. Если индексировать на 8% соответствующие нормативы, то потребуется 197,9 млн.руб.

В настоящее время постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.05.2017  №214 с 1 сентября 2017 года  малокомплектные школы с численностью учащихся  в начальной школе менее 14 человек, в основной школе менее 50 человек, в средней школе менее 65 человек будут финансироваться по нормативу на класс-комплект независимо от расстояния. Это позволит увеличить заработную плату малокомплектных школ.

В ходе рабочих встреч с педагогами школ также обсуждался вопрос перехода на окладную систему оплаты труда. Данный вопрос обсуждался на Всероссийском августовском совещании педагогических работников 20 августа 2016 года в Москве. По итогам совещания Правительством Российской Федерации поручено Минобрнауки и Минтруду России в срок до 1 августа 2017 г. обеспечить широкое обсуждение с заинтересованными общественными объединениями профсоюзов, организациями и объединениями педагогических работников предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций. Мы направили свои предложения в Минобрнауки России о целесообразности перехода на окладную систему оплаты труда.

Уважаемые коллеги! Через 7 дней более трёхсот тысяч дошколят, школьников и студентов придут в обновленные детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, колледжи, высшие учебные заведения.

100% образовательных организаций Бурятии приняты межведомственными комиссиями к работе. Мы все вместе справились с поставленными перед республиканской системой образования задачами. За эффективное взаимодействие и плодотворную работу разрешите поблагодарить руководителей муниципалитетов, органов управления образованием, педагогические коллективы образовательных организаций, коллег из министерств и ведомств, надзорных органов, социальных партнеров. Сфера образования ощущает поддержку со стороны Правительства Республики Бурятия, депутатов Народного Хурала РБ, профсоюзного актива и родительской общественности.

Министерство образования и науки Бурятии продолжает работу по повышению открытости нашей деятельности. Считаю исключительно важной возможность вести открытый и конструктивный диалог по проблемам образования с общественностью. Пожелаем всем учащимся, педагогическим работникам, родителям, союзникам и партнерам системы образования Бурятии новых успехов в наступающем учебном году!

 

Спасибо за внимание!

Тема материала: 

ОПУБЛИКОВАТЬ