Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

 

Основными целями и задачами Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний на республиканском уровне.

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников — это общественное движение, которое объединяет по всей Бурятии большое количество детей и взрослых. Соревнования олимпиады решают широкий круг задач, от реализации которых зависит решение актуальнейших задач современного образования:
переориентация образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности подрастающего поколения, что придаст ей социальную устойчивость, обеспечит адаптацию в динамично меняющихся социально-экономических условиях, сохранит здоровье и будет способствовать улучшению качества среды обитания в условиях современного экологического кризиса;
развитие общей культуры подрастающего поколения посредством формирования у школьников научных форм системного мышления, которое станет основой для творческого подхода к собственной деятельности;
обеспечение условий для практической реализации триады «воспитание — просвещение — образование» на основе личного опыта творческой познавательной деятельности;
повышение креативности образования, переориентация процесса обучения на теоретические способности учащихся, что сделает эффективной их подготовку к жизни в различных образовательных средах, то есть сделает образование развивающим;
переориентация процесса обучения на превращение знаний в инструмент творческого освоения мира, а образования — в источник процедурных знаний, знаний о том, как и где при необходимости самостоятельно получить новое знание, а затем эффективно его использовать.

Основной функцией Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников является преобразование учащихся как субъектов познавательной деятельности и собственного развития. Включаясь в олимпийское движение, школьники осознанно и преднамеренно осуществляют свой личностный выбор. Создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников выполняет важнейшую функцию социализации, в которой учащиеся осуществляют учебную, игровую, трудовую (природоохранительную, природовосстановительную), стихийного общения, эстетическую и другие виды деятельности. 

Включение учащихся в исследовательскую деятельность в образовательной среде Регионального этапа Всероссийской олимпиады обеспечивает объединение субъектов различных видов деятельности школьников (объединяющая функция); умственное развитие учащихся (развивающая функция); усвоение учащимися культурных норм (воспитательная функция), декларативных и процедурных знаний (обучающая функция). 

Такое усиление роли исследовательской деятельности в развитии школьников связано с их переходом к более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. На первый план выдвигается стремление к овладению глубокими, настоящими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области. Поэтому участие школьников в олимпиадах становится фактором личностной образовательной стратегии учащегося общеобразовательного учреждения как потенциального студента.

Способствуя пропаганде науки и образования, Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников выявляет наиболее талантливых и подготовленных школьников, ориентируя их на продолжение образования в высших учебных заведениях. 

Для успешного развития, самореализации и самоутверждения личности школьника на олимпиаде необходимо эмоциональное переживание успеха, формирующее у него чувство удовлетворения от своего участия в соревновании, для реализации которого необходимо, чтобы режим испытания соответствовал возрастным особенностям участников олимпиады, а уровень сложности заданий подчинялся принципу посильности и творческой самостоятельности участников. 

Разработка оригинальных конкурсных заданий олимпиады учителями, специалистами вузов в составе методических комиссий способствует раскрытию их творческого потенциала, обеспечивает их профессиональный и творческий рост (функция обеспечения профессионального роста работников образования). 

ОПУБЛИКОВАТЬ